Перспективы отрасли
Тенденция к увеличению спроса на древесный уголь неизменно возрастает на протяжении последних десятилетий. Это связано с существенным увеличением потребностей промышленности, развитием новых технологий, а также, в определенной мере, изменению образа жизни и привычек людей. Поскольку основными потребителями древесного угля являются промышленные предприятия химической и металлургической промышленности, сельского хозяйства, то можно предположить, что развитие этих отраслей потребует все больших объемов угля.
Одними из главных промышленных потребителей древесного угля являются заводы по производству кристаллического кремния. Им необходимы углеродистые материалы, которые могут применяться в качестве восстановителей при выплавке кремния. Поскольку древесный уголь обладает достаточной механической прочностью, высоким электросопротивлением, не содержит примесей и оставляет минимальное количество золы, он практически полностью отвечает всем предъявляемым требованиям. Его основные конкуренты на этом рынке – нефтяной кокс и некоторые сорта каменного угля. Однако, в чистом виде, без добавления все того же древесного угля они в качестве восстановителей не подходят.
Основным минусом использования древесного угля для производителей кремния является его высокая стоимость в сравнении с другими видами топлива. В то же время им необходим действительно качественный уголь для чистоты процесса, поэтому не всякий уголь здесь может быть применен – только угли твердолиственных пород деревьев. Помимо этого, необходимо минимальное присутствие золы, а это требование может быть выполнено уменьшением количества коры при пиролизе древесины. Наилучшим вариантом в этом случае является предварительная подготовка древесины и удаление коры механическим способом, но это, в свою очередь, увеличивает трудоемкость и увеличивает стоимость угля.
Кроме производства кристаллического кремния древесный уголь используется в химической промышленности в качестве различных наполнителей, катализаторов и восстановителей, для производства пластмассы, красок, искусственных тканей, фильтрующих элементов.
Не меньше чем для химический отрасли требуется древесного угля и для нужд металлургических производств - предприятий цветной и черной металлургии. Его применяют как при производстве чугуна, так и при производстве стали и сплавов, получения высокоуглеродистых и легированных металлов. Используют при выплавке никеля, алюминия, меди, свинца, олова, а также редких и драгоценных металлов. Чугун, полученный на древесном угле, обладает более высокими характеристиками, чем материал, отлитый на каменном угле, он становится более пластичным и может применяться даже в художественном литье и ковке.
Неслучайно бразильский чугун, произведенный на древесном топливе, имеет отличный спрос по всему миру, а Бразилия является мировым лидером по производству древесного угля и постоянно испытывает его нехватку. Производством древесного угля серьезно занимаются крупные компании, ведущие научно-технические исследования в этой отрасли, причем совершенствуются не только оборудование и технологии. В стране проводится селекционная работа по выведению быстрорастущих пород деревьев для углежжения и сохранения стратегических запасов естественных лесов, высаживаются плантации древесины для переработки на уголь.
Несмотря на все полезные качества и известные выгоды от использования древесного угля в металлургии это направление развивается достаточно медленно. Виной тому в России служат, прежде всего, экономические факторы. Если в той же Бразилии стоит проблема нехватки лесов для покрытия нужд промышленности, поэтому металлурги используют смешанные виды топлива, то в России альтернативные виды энергоносителей стоят дешевле. Ожидать оживления спроса на древесный уголь со стороны металлургов можно либо при удорожании традиционных видов топлива, таких как газ, мазут, каменный уголь, электричество, либо при изменении экономических условий, требующих сократить вредные выбросы в атмосферу. Либо совершенно фантастический вариант, в виде конкретных шагов государства по поддержке развития альтернативных видов топлива.